Friday, December 9, 2011

Семь типов цветовых контрастов (Йоханнес Иттен "Основы цвета")

Мы говорим о контрастах, когда, сравнивая между со­бой два цвета, находим между ними чётко выраженные различия. Когда эти различия достигают своего преде­ла, мы говорим о диаметральном или полярном кон­трасте. Так, противопоставления большой-маленький, белый-чёрный, холодный-тёплый в своих крайних проявлениях представляют собой полярные контрасты. Наши органы чувств функционируют только посредст­вом сравнений. Глаз воспринимает линию как длинную только в том случае, если для сравнения перед ним имеется более короткая, но та же линия воспринимает­ся короткой при сравнении с более длинной. Подоб­ным же образом впечатления от цвета могут быть уси­лены или ослаблены с помощью других контрастных цветов.
   Изучая характерные способы воздействия цвета, мы можем констатировать наличие семи видов контраст­ных проявлений. Они настолько различны по своим ос­новам, что каждый из них должен быть изучен отдель­но. Каждый из этих контрастов по своему особому ха­рактеру и художественной значимости, зрительному, экспрессивному и конструктивному действию столь сво­еобразен и единственен в своём роде, что благодаря им мы можем открыть для себя все основные художест­венные возможности цвета.
   Гёте, Бецольд, Шеврёль и Хёльцель указывали на смыс­ловое значение различных цветовых контрастов. Шев­рёль посвятил огромный труд «симультанным контрас­там». Однако наглядного и снабжённого соответствую­щими упражнениями практического введения в изуче­ние своеобразного проявления цветовых контрастов до настоящего времени не существует. Предпринятое в данной книге исследование цветовых контрастов явля­ется существенной частью моего труда о цвете. Начнём с перечисления семи типов цветовых контрастов:
1. Контраст цветовых сопоставлений
2. Контраст светлого и тёмного
3. Контраст холодного и тёплого
4. Контраст дополнительных цветов
5. Симультанный контраст
6. Контраст цветового насыщения
7. Контраст цветового распространения.

No comments:

Post a Comment