Friday, December 9, 2011

Контраст цветовых сопоставлений, ч.2 (примеры) (Йоханнес Иттен "Основы цвета")

Цветовые контрасты можно очень часто найти в витра­жах, особенно ранних, где их стихийная сила берёт верх над пластическими формами архитектуры.
 (544x699, 159Kb)
 (700x516, 118Kb)

   Стефан Лохнер, Фра Анжелико, Боттичелли и другие художники строили свои картины, используя прежде всего принцип цветового контрастирования.
 (700x637, 101Kb)
Стефан Лохнер
 (698x363, 47Kb)
Ван Вэйден

 (699x560, 253Kb)
Сандро Боттичелли "Поклонение волхвов"

   Может быть, самым замечательным примером прояв­ления смыслового начала данных контрастных отноше­ний является работа Грюневальда «Воскресение Хрис­та», поскольку здесь они передают ощущение некой всеобъемлющей вселенской выразительности.
 (420x699, 51Kb)
Маттиас Грюневальд "Воскресение Христа"

   В картине Боттичелли «Положение во гроб» цветовые контрасты, на которых построена картина, дают худож­нику возможность показать захватывающее величие этой сцены. Её общее цветовое решение символизирует космически-значимое мгновение этого мирового собы­тия.
 (700x510, 224Kb)
Сандро Боттичелли "Положение во гроб"

   Следует признать, что выразительные возможности каждого отдельного цветового контраста могут прояв­ляться самыми различными способами. С их помощью можно выразить бурное веселье, глубокое горе, земную первородность и космическую универсальность. Ряд современных художников, как, например, Матисс, Мондриан, Пикассо, Кандинский, Леже и Миро очень часто работали, используя контрасты цветовых отноше­ний.
 (669x699, 101Kb)
Анри Матисс "Музыка"

 (699x694, 127Kb)
Пит Мондриан "Композиция с красным, жёлтым, синим и чёрным"

 (503x698, 31Kb)
Пабло Пикассо "Мечта"
 (699x466, 77Kb)
Василий Кандинский "Композиция 7"

 (690x520, 83Kb)
Фернан Леже "Две женщины с цветами"

 (700x514, 24Kb)
Жан Миро "Мужчина и женщина перед кучей дерьма"

   Особенно Матисс, который писал множество на­тюрмортов и фигурных композиций, используя пестроту и силу этого контраста. Хорошим примером здесь мо­жет служить женский портрет «Янтарное ожерелье», на­писанный им чистыми тонами — красным, жёлтым, зе­лёным, синим, красно-фиолетовым, белым и чёрным. Эти сочетания служили ему выразительной характерис­тикой молодого, живого и умного существа.

 (415x699, 62Kb)
Анри Матисс "Янтарное ожерелье"

   Художники группы «Синий всадник» — Кандинский, Франц Марк и Август Маке в ранние периоды творчества работали почти исключительно на цветовых контрастах.
 (455x602, 51Kb)
Василий Кандинский "Вид на Изар"

35093824_Franc_Mark_Sinie_koni_1911_ss (699x412, 54 Kb)
Франц Марк "Синие кони"

 (675x478, 158Kb)
Август Маке "Натюрморт"

   Из огромного числа возможных примеров мной были выбраны следующие произведения: «Церковь в Эфесе» в Апокалипсисе Сен Севера, XI век, Париж, Националь­ная библиотека; «Коронация Марии» Е.Шаронтона, XV век, Вильнев-лез-Авиньон; «Прогулка в майский день» из «Богатейшего часослова герцога Беррийского» Поля Лимбурга, 1410 г., Шантийи, Музей Конде; «Компози­ция 1928» Пита Мондриана, Собрание Марта Стама.
 (334x400, 63Kb)
"Апокалипсис Сен Севера"

 (699x590, 462Kb)

Е. Шаронтон "Коронация Марии"

 (379x600, 83Kb)
"Прогулка в майский день" из "Богатейшего часослова герцога Беррийского"

 (391x400, 95Kb)

1 comment: