Friday, December 9, 2011

.

ОСНОВЫ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ (КОЛОРИСТИКИ)

«Беспорядок неотделим от "творчества", поскольку это последнее характеризуется определенным "порядком".Это творчество порядка одновременно обязано процессу стихийного формирования, которое можно уподобить формированию предметов естественных, обнаруживающих симметрии либо фигуры, "внятные" сами по себе; и, с другой стороны, акту сознательному, — иначе говоря, такому акту, который позволяет различать, формулировать порознь цель и средства.Одним словом, в произведении искусства всегда присутствуют два рода компонентов: 1) такие, которых происхождения мы не угадываем и которые к действиям несводимы, хотя впоследствии действия могут их преобразить; 2) компоненты выраженные, которые могли быть осмыслены.Всякое произведение характеризуется определенной пропорцией этих компонентов, которая играет в искусстве немаловажную роль. В зависимости от преимущественного развития тех или иных различаются эпохи и школы. Коротко говоря, сменяющиеся реакции, какими отмечена история любого непрерывно эволюционирующего искусства, сводятся к изменениям этой пропорции: в центре тяжести произведений сознательное и стихийное поочередно сменяют друг друга. Но оба этих момента неизменно присутствуют».Так что же такое цветоведение (колористика)?
Цветоведение (колористика) — наука о цвете, включающая знания о физической природе цвета и его основных характеристиках (ахроматических и хроматических цветах), дополнительных и контрастных цветах, колорите и цветовой гармонии.
В соответствии с цветоведением (колористикой) все цвета по своим физическим характеристикам делятся:
• на ахроматические и хроматические;
• дополнительные;
• гармоничные;
• контрастные.
Ахроматические и хроматические цвета.
К группе ахроматических цветов (от греч. achromatos — бесцветный) относятся все цвета и цветовые оттенки черно-белой шкалы. И наоборот, хроматические цвета — это весь многомиллионный спектр цветовых оттенков. В качестве примера можно привести фотографии: черно-белые представлены ахроматическими цветами, цветные — хроматическими цветами.
Дополнительные цвета при смешивании воспринимаются глазом как белый. Каждый спектральный цвет имеет свою пару (рис.1), при смешении с которой он обязательно образует ахроматический цвет.В представленном круге (см. рис.1) образуются следующие пары цветов:
• фиолетовый — зелено-желтый;
• синий — желтый;
• голубой — оранжевый;
• красный — зелено-голубой;
• зеленый — пурпурный.
Гармоничные цвета в световых потоках дополняют друг друга до белого (ахроматического) цвета. Все цвета, образующие белый цвет, требуют на формирование зрительного образа меньше усилий, чем любые другие сочетания. При этом один цвет (дополнительный) на фоне другого всегда кажется более насыщенным (рис.2).

Серый тест-объект (любой условный «лоскут» цвета, благодаря наложению которого на другие цвета выявляются как их взаимоотношения, так и взаимоотношения их оттенков), расположенный на насыщенном фоне, приобретает оттенок дополнительного к фону цвета, например серый тест-объект на синем фоне по сравнению с серым тест-объектом на белом фоне немного отдает в желтизну (рис.3).

Контрастные цвета. Наблюдается различие цветового тона тест-объекта на хроматическом тоне. Цветовой контраст наиболее ярко проявляется при сочетании дополнительных цветов (если они расположены рядом или на фоне друг друга). Например, красный тест-объект на зелено-голубом фоне становится более насыщенным, чем на каком-либо другом фоне. Такое явление называют одновременным цветовым контрастом. Он особенно хорошо проявляется при сочетании хроматических и ахроматических цветов.Хроматические цвета, находящиеся в непосредственной близости, принимают дополнительные цвета друг друга, например синий и зелено-голубой, расположенные рядом, меняют свой цвет: первый краснеет, а второй зеленеет. Ахроматические цвета усиливают взаимный яркостный контраст.Это вызвано цветовым контрастом.Контрастные цвета несколько отличаются от дополнительных цветов тем, что они в цветовом круге более удалены от зеленого. Так, контрастный цвет, вызванный желтым цветом, приобретает сине-фиолетовый оттенок; вызванный синим, — приобретает уже не просто желтый (дополнительный) оттенок, а оранжевый и т.д. (рис.4).

Здесь (см. рис.4) образуются следующие пары цветов:
• фиолетовый — желтый;
• синий — оранжевый;
• голубой — красный;
• зеленый — пурпурный.
Метомерные излучения позволяют получать ахроматический цвет из трех контрастных цветов (цветовых триад). Речь идет о розетке Гёте (рис.5). Цветовые триады Гёте особенно важны для мерчандайзера. Существуют всего две триады основных гармоничных цветов: «желтый — синий — красный» и «фиолетовый — оранжевый — зеленый».Но эти две триады (и в этом тоже проявилась гениальность Гёте) позволяют разбивать на гармоничные триады все миллионы существующих в цветовом спектре оттенков (рис.6)
Рис.6 Рис.7

Во-первых, две показанных триады определяют гармоничность сочетаний между собой трех цветов, т.е. фиолетовый наиболее гармонично сочетается с оранжевым и зеленым, а желтый — с синим и красным. А если нас, например, интересует, какие два цвета наиболее гармоничны лимонному оттенку? Рассуждаем логически (для этого не надо быть художником). Лимонный оттенок находится (см. рис.6) где-то посередине между желтым и зеленым цветом, ибо состоит по своему колориту (отсюда и второе название цветоведения — колористика) приблизительно в равных долях из этих двух цветов. Розетка, отталкиваясь от изначального желтого цвета как маркера, начинает свое движение вправо вниз и застывает где-то посередине между желтым и зеленым основными цветами. Соответственно синий цвет приближается к фиолетовому и становится более теплым, с небольшой примесью красного. То же происходит и с красным цветом, который становится более желтым, но еще не оранжевым. У нас возникает новая триада гармоничных между собой оттенков: лимонный — сиреневый — темно-оранжевый.

Таким образом, мерчандайзер может:
1) подсказать покупателю наиболее гармоничную триаду оттенков одежды, особенно если покупатель «запал» на одну вещь, а ему нужно купить весь гардероб;
2) гармонично выкладывать одежду по оттенкам, не забывая при этом, что и в подборке одежды, и в ее выкладке/вывеске считается оптимальным создавать гардеробы и выкладывать/вывешивать одежду по цветовым триадам.Здесь все понятно, поскольку лимонный оттенок по тону (т.е. ахроматически) близок своим «родителям» — желтому и зеленому цветам. А как быть, например, если нужно подобрать пару гармоничных цветов к бледно-розовому оттенку? Он существенно бледнее по тону красного и отчасти синего цветов, к которым он наиболее близок, ведь розовый — это, в зависимости от «холода — тепла» заданных оттенков, есть разбеленный красный цвет с примесью синего или, наоборот, разбеленный синий цвет с примесью красного.Продолжаем рассуждать логически. Нашим маркером или курсором является сильно разбеленый оттенок основного красного цвета (рис.7).
Исходя из этого мы:
1) смещаем основной фиолетовый цвет розетки Гёте к красному (в зависимости от заданной смысловой нагрузки «теплый оттенок — холодный оттенок»);
2) вспоминаем об ахроматических цветах, где бледно-розовый оттенок в ахроматической шкале эквивалентен бледно-серому оттенку нейтрального серого цвета (т.е. без примесей каких-либо цветов, кроме черного):

В результате у нас получилась оптимально гармоничная пастельная триада: кисельный бледно-розовый — бледный оттенок красного золота -светлый цвет морской волны (скорее, ее пены).

Получившиеся в двух схемах триады действительно идеально сочетаются по цвету и тону: лимонный оттенок становится дополнительным, прямо противоположным оттенком розовому, правда, не в ахроматическом, а в хроматическом спектре. Начинающий мерчандайзер может создать своего рода тренажер, наклеив на картонный кружок весь цветовой спектр, расположенный по окружности, и прикрепив на него сверху розетку Гёте так, чтобы она могла свободно вращаться по часовой стрелке и против. Эта своеобразная «шпаргалка»очень пригодится в практической работе, особенно на первых порах, пока не появится умение с закрытыми или открытыми глазами гармонично подбирать любую цветовую триаду.Однако в подборке цветовых триад есть подводный камень, опасный для неопытного навигатора в океане цветов (например, составителя гардероба по цветам). Это — негармоничность трех и более пастельных или сильно разбеленных оттенков, собранных в один «букет». Мерчандайзер всегда должен помнить о следующем.Во-первых, двум светло-серым тонам (желательно не больше) в ахроматическом спектре может быть противопоставлен один контрастный тон — или белый, или черный, или темно-серый, где в цветном хроматическом спектре белый тон остается белым, черный остается черным, а вот темно-серый переходит в насыщенный цвет (по розетке Гёте). Рассмотрим возможные гармоничные сочетания уже известной нам триады: кисельный бледно-розовый — бледный оттенок красного золота — светлый цвет морской волны.


Во-вторых, одному светло-серому тону в ахроматическом спектре могут противопоставляться три пары контрастных тонов:
1) белый и черный;
2) белый и темно-серый;
3) черный и темно-серый. Соответственно в цветном хроматическом
спектре белый тон остается белым, черный остается черным, а вот светло-серый и темно-серый оттенки переходят в хроматические цвета (последний в насыщенный цвет). Рассмотрим в этом контексте все ту же пастельную триаду: кисельный бледно-розовый — бледный оттенок красного золота — светлый цвет морской волны.



Получилось 38 (!) оптимально гармоничных триад от одной материнской пастельной. Все они отличаются друг от друга, но при этом все сохраняют единый гармоничный стиль. Все они созданы не по внутреннему наитию, а по строгой четкой системе — розетке Гёте и принципу дополнительных цветов! Именно по такому принципу желательно формировать общий вид торгового зала, который определяет цветовая гамма сезонной коллекции, и соответственно выкладывать/ вывешивать одежду. Рассмотрим в качестве примера вывеску летних коллекций в бутиках Sisley и Benetton в московском торговом центре «Модная одежда».Основной цветовой гаммой трикотажной коллекции Sisley весна-лето  стали ярко-розовый (фактически наш «насыщенный холодный розовый цвет»), черный, белый и серый цвета. Коллекция аксессуаров была оранжевой (наш «насыщенный цвет красного золота», только с металлическим бронзовым отливом). Таким образом, вся гамма цветов совпала с приведенными выше условными цветовыми выкладками. Профильная вывеска одежды была выстроена по следующей жесткой последовательной системе, состоящей из четырех блоков (рис.8):

1) белый цвет — черный цвет — насыщенный холодный розовый цвет;
2) снова белый цвет — черный цвет — насыщенный холодный розовый цвет;
3) насыщенный холодный розовый цвет — серый цвет — черный цвет;
4) черный цвет— насыщенный холодный розовый цвет— серый цвет.
В представленном цветовом ряду выделяются исключительно розовые и черные трикотажные модели (с черными все понятно — летом их надо продавать в первую очередь, а розовые — «хит» сезона), тогда как серые и особенно белые модели теряются. Этот визуальный ряд не сбалансирован: правая часть тяжелее левой. Наконец, при таком засилье розового цвета весь торговый зал магазина «розовеет», а с блестящими оранжевыми аксессуарами вообще напоминает новогоднюю елку.
Здесь можно рекомендовать:
1) включить в профильную вывеску оранжевый цвет;
2) поляризовать вывеску белым цветом;
3) систематизировать вывеску черных изделий. Предлагаемый вариант вывески будет выглядеть следующим образом (рис.9).

Преимущества новой предлагаемой профильной вывески (см. рис.9) заключаются в том, что:
1) вывеска стала более симметричной, что всегда радует глаз;
2) количество плохо раскупаемых изделий черного цвета осталось неизменным, а засилье розового цвета разбавил оранжевый цвет. Оранжевый цвет смягчает розовые тона (они в одной триаде по розетке Гёте), выделяется сам и задает некую «перекличку» с черным цветом, подчеркивая изысканность как самого черного, так и цветового сочетания «черный — оранжевый»;
3) задвинутый на предыдущей вывеске куда-то влево белый цвет, особенно популярный летом, выделился сам и выделил как серые тона, так и «хитовые» розовый и оранжевый, сделав их более элегантными.
Бутик Sisley плавно перетекает в бутик Benetton. Бутики занимают весь первый этаж и расположены под углом в 90° друг к другу с общим проходным коридором, где находятся общие примерочные. Интересно, что если Sisley весь сверкает розовыми цветами с левой стороны первого этажа, то Benetton зеленеет флуоресцентным оттенком молодой травки с правой стороны (флуоресцентная «молодая травка» доминировала в летней коллекции Benetton). В результате создается мерчандайзинговый казус: два бутика сливаются в один, образуя два крыла — розовое и зеленое. Многие посетители, не привыкшие различать одежду по брендам, остаются в полной уверенности, что магазины Sisley и Benetton — одно целое! А это прямая антиреклама знаменитых брендов. Антирекламой является и цветовое несоответствие двух примыкающих друг к другу коллекций обоих брендов. Вспомним, что гармоничным дополнительным цветом для насыщенного холодного розового цвета является не флуоресцентная «молодая травка», а насыщенный и более глубокий холодный зеленый цвет ближе к цвету морской волны (рис. 10).
Из этого следует только то, что входящий в общий торговый зал посетитель, думая о коллекциях Sisley и Benetton как об одной коллекции, на подсознательном уровне чувствует ее противоречивость и ее негармоничность. Таким образом, на неудачное расположение двух магазинов накладывается еще и цветовая дисгармония, что, как было замечено, является антирекламой обоих брендов. И никакие ухищрения мерчандайзеров при таком раскладе исправить положение не в силах.Помимо формирования цветового решения пространства торгового зала и выкладок/вывесок внутри него, показанная схема формирования гармоничных (идеальных) цветовых сочетаний важна еще и в смежной, изначальной области индустрии моды: в создании цветов новых коллекций одежды.Допустим, для весенне-летней женской коллекции выбирают одну пастельную триаду и к ней по розетке Гёте подбирают как минимум 38 сочетаний цветов и оттенков. Это только для одной модели. Предположим, размерный ряд этой модели— пять размеров, а тираж одного размера не превышает 10 экземпляров. Получается 1950 (39х5х 10) изделий только одной модели. При этом совершенно одинаковая расцветка одежды будет только у 50 женщин во всем мире! А это уже формат бутика pret-a-porter de lux. А сколько можно придумать моделей на сезон? А если эту триаду плюс черный и белый цвета использовать в ткани в полоску, в горошек, в цветочек? А если добавить еще и традиционный темно-серый «мышиный» цвет, да еще и для мужской линии? Счет изделий одной коллекции пойдет на десятки тысяч, и только по 50 вещей на всю планету в ней будут одинаковы, фактически по одному размерному ряду ровно на один континент: Евразию, Северную и Южную Америку, Австралию и Африку. Таким образом, возможность встретиться двум обладательницам этой модели и увидеть друг на друге точно такую же вещь практически сведена к нулю. И весь этот эксклюзив возможен только благодаря цвету (цветоведению/колористике) и розетке Гёте. Говоря о цветовых сочетаниях и их роли в мерчандайзинге, необходимо упомянуть о хроматической стереоскопии — свойствах цветов выступать или отступать на различных фонах (выступающие и отступающие цвета). По сути, благодаря наличию систематизации всех основных цветов по данным признакам становится намного легче формировать:
• выкладку/вывеску одежды, обуви, тканей и т.д.;
• гардеробы одежды;
• объемно-пространственные композиции в торговом зале;
• дисплеи торгового зала (внутренние витрины);
• наружные витрины.
Иллюзии зрения отступающих и выступающих цветов, где дополнительные цвета проявляют одинаковый хроматический стереоэффект, но на различных фонах, можно свести в таблицу (табл.1).
Хроматическая стереоскопия проявляется и тогда, когда черный или белый тест-объект расположен на равномерно окрашенном фоне, так:
• на красном фоне черный тест-объект будет казаться выступающим по сравнению с белым;
• стереоскопический эффект черного тест-объекта на красном фоне определяется красным цветом, белого — сине-зеленым;
• черный тест-объект кажется ближе, чем белый, потому что красный цвет выступает вперед по сравнению с сине-зеленым цветом;
• если красный фон заменить сине-зеленым, то белый объект будет казаться более выступающим по сравнению с черным.
Хроматическая стереоскопия нашла широкое применение прежде всего в изобразительном искусстве. Например, чтобы подчеркнуть глубину натюрморта, выполненного в темном колорите, синие предметы располагают на втором плане, красные — на первом. У такого натюрморта должна быть темная или черная рама. В пейзаже пасмурного дня облака — темно-серые, даль — синяя, здания на первом плане — красные. Если поставлена задача, чтобы синий был выступающим, красный — отступающим, то общий фон должен быть высветлен и соответственно должна быть светлая рама. В светлые рамы целесообразно вставлять работы, выполненные пастелью, или равно яркие композиции. Все это справедливо и для прикладного мерчандайзинга, например для витринных рам.


Наконец, всегда важно помнить о четырех закономерностях:
1) если два серых тест-объекта одной яркости положить на белом и черном фонах, то на белом фоне серый тест-объект будет казаться темнее, чем на черном фоне (рис.12);

2) теплые цвета всегда менее контрастны, чем холодные цвета;
3) хроматические контрасты лучше заметны при средней яркости (при их переводе в ахроматическую шкалу плотность серого цвета должна колебаться в пределах 40—50%);
4) контрастное влияние фона возрастает по мере его насыщенности.
На цвет поверхности оказывает влияние и спек-тральный состав освещения. Если в темном помещении на белом фоне расположить синий, зеленый, желтый и красный тест-объекты, а затем освещать их различно окрашенным светом, то:
• в красном свете самым ярким будет красный тест-объект, несколько темнее — желтый, зеленый окажется почти темно-серым, а синий — черным, как бархат;
• в желтом свете самым ярким будет желтый тест-объект, красный и зеленый тест-объекты — почти темно-серыми, а синий станет ближе к черному;
• в зеленом свете наиболее ярким станет зеленый тест-объект, красный и синий тест-объекты — темно-серыми, а желтый — затененным, грязно-желто-зеленоватым;
• в синем свете самый ярким будет синий тест-объект, тогда как зеленый и красный станут просто темно-серыми;
• в фиолетовом свете самыми яркими будут смотреться синий и красный тест-объекты, а желтый и зеленый станут грязно-зеленовато-темно-серыми.
Все краски имеют различного цвета пигменты, которые их загрязняют (например, красные, зеленые и синие), однако глаз оценивает цветность поверхности только по максимуму отраженных излучений. Любая окрашенная поверхность при люминесцентном освещении и при освещении лампой накаливания будут иметь различную цветность. Синяя поверхность при люминесцентном освещении будет более яркой, красная — приглушенной. При освещении лампой накаливания, наоборот, красная поверхность будет ярче, синяя и зеленая — темнее. Проиллюстрируем влияние спектрального состава освещения на цвет.
На голубом фоне в черном обрамлении черные брюки становятся силуэтом, зато красная блузка обращает на себя основное внимание зрителя (рис. 13).
На красном фоне черный тест-объект — женский силуэт — кажется выступающим по сравнению с бело-розовым светлым букетом вверху (рис. 14).

На желтом фоне при желтом освещении и туфли, и сумочка с красными маками кажутся грязно-темно-серыми, а синий ремешок — черным (рис.15).
Голубоватый плакат с фрагментом сезонной коллекции Diesel в синем свете стал ярко-голубым, а ярко-красная плашка с логотипом «Diesel» в верхнем левом углу стала почти серой; пакет на переднем фоне, не подпадающий под синий свет, исполняет роль нейтрально-серого тест-объекта (рис. 16).

1 comment:

  1. Прывітанне, я проста хачу сказаць усім, што я атрымаў пазыку ў памеры $ 1 000 000,00 у праграме інвестыцый г-на Бэна і на 100% законны кантакт па электроннай пошце: 247officedept@gmail.com альбо напішы яму на WhatsApp + 1-989-394-3740 . калі вы шукаеце 100% фінансавання па нізкай стаўцы 2% наўзамен.

    ReplyDelete